Куда идем мы с Пятачком, или как сдать BIM государству безболезненно?

Надо признать, что развитие информационных технологий в разных отраслях обычно дает неожиданные и очень приятные результаты при слиянии. Та самая банальность про синергетический эффект. Если мы возьмем технологические новинки мира ИТ в одной отрасли и применим их в другой отрасли, например, проектировании или строительстве, то очень часто можно получить нечто большее, чем просто технические инновации. А новинки из разных отраслей внутри самой ИТ-отрасли при совмещении дают весьма интересный эффект. Так случилось, что мне удается совмещать несколько направлений своей профессиональной деятельности, и я могу видеть то, что является самой сутью в разных областях. С течением времени можно отметить, что эти области, зоны моих профессиональных интересов начинают пересекаться. Нет, не так: они могут переплестись между собой, дав новое «качество жизни» в конкретной, практической плоскости для проектной отрасли и стройки в целом. Сегодня именно об этом, что держал я в уме последние два года, и я хочу поговорить. Разговор будет непростой, будет много терминов, которые будут не очень понятны, поэтому я привожу документ, где какая-то часть этих терминов расшифрована. Почему я не начал этот разговор раньше? Все просто: я ждал множественную подпись, которая появилась в Диадоке 25 июля 2014 года. Далее Вы поймете, почему это критически важно. Начнем!

Я уже давно говорил о том, что основной результат работы любой проектной организации – это здание или сооружение. Мы придумываем новое «качество жизни» и это не пустые слова. Квинтэссенция представлений архитектора, конструктора, изыскателя, инженера аккуратно упакованная в увесистые тома разделов проектной документации. Подразумевается, что проект вмещает в себя все, что хотели сказать его разработчики про будущее здание/сооружение. Её жизненный цикл, как правило не очень долог: редкий проект сохраняется на бумаге более нескольких лет. Вообще, результат деятельности архитектора и конструктора, это интеллектуальный продукт, который может быть реализован в чистом цифровом виде: это просто некий набор файлов, содержащий весь проект. Да, он подвержен различным правилам, ГОСТ-ам, стандартам, нормам, оформления. Но в любом случае он может существовать не на бумаге, а в цифровом обличии.

Вообще, следует заметить, что стремительное развитие ИТ-технологий породило феномен адекватного понятийного аппарата. Практически в любой отрасли ИТ, как только речь заходит о стандартизации, метрологии, терминологии, начинается адская кухня. Люди спорят о том, что именно они понимают под теми или иными аббревиатурами или словосочетаниями. Простейший пример: спросите у кого угодно, что такое смартфон? Вы получите ровно столько определений, сколько людей об этом спросите. Я проверял! :) Именно поэтому я с жадным детским любопытством наблюдаю за адским троллингом в комментариях на isiCAD-е о термине BIM, информационном моделировании. Выполняются набросы, строем маршируют очередные адепты тех или иных словоформ и толкований или их же опровержений, модераторы публикуют разъяснения. Наверное, это нужно, потому что так устроена человеческая природа, что как только для любого явления или события появляется точный и емкий термин, описывающий вопрос, сразу спадает волна интереса, потому что всем все сразу становиться ясно. Самое время обсудить что-то новенькое.

И надо же было случиться такой беде, как осознание того простого факта, что мы сейчас имеем по факту несколько очень важных процессов, которые развиваются параллельно. Давайте я опишу каждый из них по отдельности, а потом мы попробуем собрать их вместе и найти тот самый синергетический эффект для стройки.

Волна

Идет огромная волна информатизации органов государственной власти (ОГВ). Там тратятся вполне приличные деньги на то, чтобы не просто купить компьютеры, но и внедрить некий электронный документооборот внутри каждого отдельно взятого ведомства. Не просто наладить учет выдаваемых бумажек в лице бесчисленных справок, свидетельств, кодов и прочей малопродуктивной ерунды. Наличие большой пачки бумажек как правило, редко говорит о реальных качествах их обладателей, скорее о навыках давать взятки за получение вожделенных бумаг. Сами учетные цели конечно важны, например, с точки зрения сбора налогов, но их наполнение реальным смыслом зачастую во многих ведомствах туманно.

Понятно, почему его внедрение идет со скрипом? Конечно, создание электронного следа всех управленческих решений резко сужает поле для махинаций, воровства, приписок. Кому из действующих чиновников, занятых беспределом на рабочих местах это понравиться? Устойчивая форма государственно-частного партнерства (ГЧП), зачастую содержит семейные/дружеские связи: глава семейства занимает высокий чиновничий пост. При этом бизнес-империей, получающей выгодные государственные подряды управляют ближайшие родственники: жена, дети или друзья детства, бывшие бизнес-партнеры. Примеры есть в каждом городе или ведомстве, думаю, без труда Вы можете их найти сами. Патриотично – Яндекс Вам в помощь!

И как обычно это бывает, было принято на самом верху долгожданное решение: внедрить некую систему систем. Единую, асинхронную среду, которая позволяла бы безболезненно передавать запросы и получать ответы из любого государственного ведомства в другое, по интересующим объектам учета. Это и есть СМЭВ – система междуведомственного электронного документооборота. Сложность заключается в том, что в государственных ведомствах уже эксплуатируется невероятное количество самых разношерстных систем, которые с СМЭВ либо плохо совместимы и требуют ручного труда импорта/экспорта данных, либо проще создать их заново, потому что никто не понимает, почему они до сих пор работают: уволились те программисты, нет исходников, все деньги проели. Впишите нужные отговорки, как говориться, хотя причины, почему внедрение шлюзов СМЭВ, в регионах, например, тормозиться я уже приводил выше. Если Вам интересна данная тематика, то вполне может быть, что Вам пора пробежать обзор ИТ в госорганах, там есть масса информации для размышлений.

Есть ещё некая разновидность госпочты для госведомств, называется МЭДО – межведомственный электронный документооборот, оператором которой является ФСО (Федеральная служба охраны). Основное предназначение – пересылка сообщений между ведомствами, насколько я понимаю.

Важный шаг государство сделало, создав Единый портал государственных услуг. Туда же, в общую копилку ложиться и пресловутая Универсальная электронная карта гражданина Российской Федерации, которую многие уже получили сейчас. Электронный паспорт с 1 января 2016 года уже заменит Ваш обычный бумажный паспорт. Бумажный перестанут выдавать совсем. И дальше начинается вообще космос: ЕСИА – единая система идентификации и авторизации. Фактически, речь идет о том, что УЭК или электронный паспорт гражданина должны стать средствами идентификации гражданина в больших информационных системах государства. Одной из важных компонент УЭК является наличие на ней квалифицированной электронной подписи гражданина. Можно уже сейчас авторизоваться на портале Госуслуги, предъявив эту самую ЭЦП. Эту ЭЦП можно использовать не только в государственных информационных системах, но и в BIM/PLM, любых других корпоративных системах электронного документооборота, учетных системах на предприятиях. Фактически, речь идет о том, что государство создает предпосылки для полностью безбумажной среды, за свой счет, которой может воспользоваться бизнес. Особый интерес эта ЭЦП представляет для фрилансеров, которые могут заверять своей подписью дистанционно договора с работодателями. Дивный новый мир, как говориться.

Прибой

85% российских компаний сдают отчеты в ФНС, ПФР, Росстат и ФОМС через Интернет, с использованием ЭЦП. У индивидуальных предпринимателей картина гораздо хуже: порядка 30-40%. Это существенным образом изменило картину взаимоотношений бизнеса и государства, потому что в рамках систем Интернет-отчетности можно не только «пулять отчеты», но и получать доступ к расширенным сервисам: например, делать сверки платежей. Это тип взаимоотношений, который на профессиональном жаргоне обозначается термином b2g (Business to Government). В некоторых ведомствах, например, налоговых инспекциях, так же есть возможность неформализованного документооборота, по сути сервис получения произвольных писем от предприятий в адрес налоговой инспекции.

Таким образом можно сделать банальные выводы: как минимум, у подавляющего большинства российских предприятий есть Интернет. Как максимум, у многих из них есть квалифицированная электронная подпись. Согласитесь, что это уже неплохой задел?

Здесь нужно отметить один очень важный факт: этой ЭЦП можно подписывать не только отчеты в налоговую. Этой же ЭЦП можно пользоваться для передачи юридически значимой информации в секторе B2b (Business to Business). Здесь открываются тоже весьма широкие перспективы, связанные с двумя весьма важными вещами.

Во-первых, появляется возможность избавиться от бумажных документов между предприятиями вообще. Т.е. подписать один раз бумажный договор на подключение к такой системе и начать обмениваться договорами, письмами, счетами и актами выполненных работ со своими контрагентами. Форматы файлов никак не ограничены: Вы можете пересылать PDF, DWG, RVT, tiff, jpeg, bmp, doc, xls или что-то свое, экзотическое совсем. Главное, чтобы файлы не были слишком большого размера: криптография (шифрование) файлов размером 100 мегабайт — это очень большая нагрузка на вычислительные ресурсы.

Во-вторых, есть ряд документов, которые являются формализованными в рамках ведомственных приказов. Основной смысл состоит в том, чтобы со временем полностью автоматизировать процесс получения информации о фактах хозяйственной деятельности предприятий в государственные информационные системы, в перспективе – автоматические встречные камеральные проверки между предприятиями. К ним относятся товарные накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ. Список невелик, но по мере взросления информационных систем государства перечень будет явно расти. Для этих файлов, как и для сообщений СМЭВ принят единый и очень простой стандарт государства: XML. Существуют так же валидаторы содержимого XML-файлов, которые называются файлами схемы XSD. В них прописано, какие поля в файлах XML могут содержать какие типы значений. Именно так выглядит, например, декларация по налогу на добавленную стоимость, справка о доходах физического лица, другие утверждённые документы. Государственные ведомства публикуют форматы своих файлов XML и их схемы XSD в открытом доступе, именно так разработчики систем отчетности и бухгалтерских программ реализуют у себя «выгрузку в формате ФНС по приказу». Ещё одной особенностью файлов XML является возможность упаковывать внутри бинарные объекты, например, файлы графики в закрытом формате можно вложить внутрь файла формата XML. Обычно это делается на основе кодировки Base64, которая позволяет превратить файл с любым содержимым, например, информационной моделью здания (BIM) в блок текста внутри файла формата XML. Именно так пересылаются вложенные файлы в сообщениях обычной электронной почты.

Кстати, именно так реализована функциональность Росреестра: можно заверить ЭЦП XML-файл, который содержит сведения о земельном участке для загрузки на портал Росреестра. Это уже реально работающая практика и к нам в офис часто приходят кадастровые инженеры для получения «ЭЦП для портала Росреестра».

Критически важными в этой системе становятся посредники – операторы системы электронного документооборота. Их основные функции понятны:

Удостоверяющие центры, т.е. место выдачи ЭЦП для предприятий.

Разработчики систем контроля бизнес-логики для сформированных по форматам госведомств отчетов.

Электронные нотариусы: в случае, если пенсионный фонд заявляет, что «Ваш отчет потерялся, платите штрафы» именно оператор электронного документооборота выступает в суде свидетелем о том, кто, когда кому отправил какой отчет/документ. То же самое касается и обмена документами между предприятиями. Используется для этого штамп времени: электронная отметка, содержащая точную дату и время любого действия пользователей в системе по передаче юридически значимых документов в секторах b2g и b2b. Второе название для электронного нотариуса – Доверенная третья сторона, информационный посредник, который не только обеспечивает транспорт информации, но выступает в роли свидетеля информационного обмена.

Следует отметить, что в приказах, которые утверждают требования к операторам электронного документооборота, есть пункты о следующих фундаментальных вещах:

Операторы каждому предприятию, подключающемуся к их системе присваивают уникальный номер. Называется он Уникальный идентификатор участника системы электронного документооборота. В пределах страны повторений быть не может, каждому оператору выдан блок номеров, в рамках которого он и выделяет каждому новому предприятию уникальный номер.

Операторы обязаны обеспечить роуминг между различными системами, чтобы можно было передавать документы между предприятиями - пользователями различных систем. На практике это не реализовано, насколько я понимаю, из-за политических амбиций и отсутствия некоторых документов регламентирующего характера. Хотя примеры сотрудничества уже есть.

Операторы обязаны хранить на своих серверах весь архив переданных документов в зашифрованном виде. Это означает, что сам оператор не может посмотреть содержимое файлов, они зашифрованы. Хранить вечно - предельный срок хранения не ограничен.

Системой, которая реализует все описанные принципы на практике является сервис Диадок, разработки компании СКБ Контур. Через систему передано уже более 25 миллионов документов, к системе подключены более 300 тысяч российских предприятий. Так как я сотрудничаю с СКБ Контур с 2003 года, то именно продукт Диадок находиться в зоне моих интересов. На территории Хабаровского края мы обеспечиваем сервис для 5 тысяч предприятий, которые используют различные сервисы СКБ Контур в своей повседневной работе и имеют доступ в сервис Диадок. Партнеры, которые могут подключить Ваше предприятие к сервису Диадок, есть по всей стране – более 800 компаний.

Не для всех, пока в опытном режиме для тестов в сервисе Диадок есть возможность любой документ при отправке заверить несколькими ЭЦП разных инженеров-проектировщиков, которые разрабатывали проектную документацию. У конкурентов этого просто нет. По умолчанию множественная ЭЦП отключена.

Вместо того, чтобы передавать документы между предприятиями в бумажном виде использование сервиса Диадок экономит время и деньги. Фактически, речь идет о снижении в разы непроизводительных расходов на работу с бумагой: копии, хранение, архив, транспортировка. Для бухгалтерских документов уже посчитано, что снижение стоимости комплекта документов по одной транзакции с 250 рублей до 50 рублей через Диадок – реальность. Для строительного комплекса сокращение сроков экспертизы проектов и снижение затрат может экономить миллиарды.

В масштабе всей страны сервисом Диадок могут воспользоваться прямо сейчас более миллиона предприятий. Так же хочу отметить, что 63-ФЗ унифицировал требования к ЭЦП, выпускаемой различными Удостоверяющими центрами: ЭЦП, выданная другим удостоверяющим центром может быть использована для работы в сервисе Диадок. Нехитрые расчеты дают нам понимание того факта, что подавляющее большинство российских предприятий – юридических лиц могут пользоваться сервисом Диадок прямо сейчас. Хуже дела у индивидуальных предпринимателей (ИП), но с допусками СРО на проектирование в России их очень мало.

Федеральная налоговая служба ведет справочник предприятий, зарегистрированных по всей стране. Называется он ЕГРЮЛ/ЕГРИП – Единый государственный реестр юридических лиц/индивидуальных предпринимателей. У компании СКБ Контур есть сервис Контур.Фокус. Он позволяет в режиме реального времени не только посмотреть карточку любого предприятия России из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, но и содержит ряд весьма важных данных о предприятии: можно не только посмотреть владельцев компании и узнать их доли в уставном капитале, но и увидеть баланс (если сдают отчеты в Росстат), но увидеть картотеку Высшего Арбитражного суда по этой организации, исполнительные дела Службы судебных приставов, выигранные государственные контракты с портала Госзакупок. Так же можно узнать, в каких ещё предприятиях в каком качестве: руководителя или учредителя были задействованы владельцы компании или её руководство. Можно проверить адреса массовой регистрации, какие ещё фирмы зарегистрированы по номеру телефона. Можно сделать финансовый анализ, оценить устойчивость предприятия. В общем, это такой инструмент для конкурентной разведки. Есть клиент для iPhone: все мои друзья любят звонить мне и спрашивать владельцев самых разных компаний. Жаль, не показывает владельцев заграничных офшоров. Кстати, дистрибьюторская компания МОНТ – офшор Виргинских островов.

Цунами

Давно известный в профильном сообществе мира САПР в России факт о так называемой «электронной экспертизе» в Московской государственной экспертизе. С 1 октября 2013 года в рамках шагов по наведению порядка в строительном комплексе и повышению оперативности и прозрачности оказания государственных услуг проектная документация сдается к ним на экспертизу ТОЛЬКО в электронном виде. Без бумаг. Прогресс! Аплодисменты.

Здесь я позволю себе вполне понятную критику технической стороны вопроса:

Во-первых: технологически процедура подачи проектов на экспертизу у них реализована на портале правительства Москвы в личном кабинете и после большого количества подготовительных действий. Фактически, речь идет о том, что отправитель проекта на свой страх и риск загружает документы в некую закрытую государственную информационную систему. В случае утери одного из документов по причине технического сбоя, злонамеренной порчи файла, желания «притормозить этого нахала» по политическим/корыстным/другим мотивам, доказать потом факт подачи полного комплекта проектной документации будет очень сложно, иногда практически невозможно. Как видим, отсутствует ДТС (электронный нотариус), который изначально логически есть в сервисе Диадок. Баланс интересов сторон – участников процесса не соблюдается никак.

Во-вторых: зачем запрашивать у заявителя копию выписки, если её можно самим получить из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (или через Контур.Фокус/аналогичную систему)?

В-третьих: правоустанавливающие документы на земельный участок можно получить на портале Росреестра, используя ЭЦП и специальный доступ.

В-четвертых: им приходиться у себя организовывать службу технической поддержки по всем вопросам, возникающим при электронной сдаче. Обычно операторы коммерческих систем берут на себя все вопросы по обслуживанию клиентов и делают это всегда лучше, по определению, чем любые государственные ведомства.

Я ни в коей мере не хочу сказать, что сама по себе электронная экспертиза в исполнении Московской государственной экспертизы плоха как чистая идея, просто пока это некий сферический конь в вакууме, не умеющий использовать все те технологические наработки, которые есть в других коммерческих и государственных информационных системах. Нет! Но реализация обычная российская, государственная по Черномырдину: «Хотели как лучше, получилось как всегда».

Подводя некую черту под своими мыслями хочу сказать, что тот самый синергетический эффект, о котором я говорил в самом начале вполне достижим и доступен прямо здесь и прямо сейчас. Мир электронной отчетности, ЭЦП и всего, что с ним связано может предложить всем проектным и экспертным организациям страны готовый и надежный инструмент повышения качества их работы, снижения затрат, уменьшения сроков экспертизы, четкой фиксации каждого факта информационного обмена электронным нотариусом.

Кто будет пострадавшим от этой технологической новации? Конечно же, в первую очередь пострадают фирмы по производству, поставке и техническому обслуживанию копировальной множительной техники, особенно широкоформатной. Уменьшится расход бумаги, канцелярских принадлежностей и пострадают компании, которые живут в этом бизнесе. Логистические затраты на перемещение коробок с проектами тоже исчезнут – службы курьерской доставки лишаться части своих заработков.

Теперь, когда я сформировал необходимый ландшафт терминов, понятий и определений, могу написать суть своего предложения: «Предлагаю всем компаниям, оказывающим услуги негосударственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и смет использовать сервис Диадок в своей практической работе.» Готов оказать консалтинговые услуги всем компаниям, кому будет интересна данная проблематика. Пишите, звоните – о цене договоримся!

Хочу добавить еще несколько штрихов ко всей этой проблематике, чтобы было понятно:

Не принципиально, что именно в электронном виде будет передаваться через Диадок на экспертизу: плоские чертежи или информационные модели. Переход от таскания тысяч коробок с бумажными проектами к пересылке пачек файлов одинаково благоприятен для любого способа передачи проектного замысла. Никто не собирается, во всяком случае, пока, отменять ГОСТ СПДС и правила оформления проектной документации на бумаге. Но заложить надежный фундамент для будущих изменений можно прямо сейчас, не дожидаясь.

Критически важным является тот простой факт, что массовое использование сервиса Диадок для прохождения экспертизы создает дальнейшие предпосылки для подключения Диадок к СМЭВ. Это в перспективе открывает возможность передавать BIM-модели и/или проекты в электронном виде в любой государственный орган на согласование, например в Роспотребнадзор, Росавиацию. 217 подписей нужно собрать для получения разрешения на строительство в России, если все по закону. На каждом шаге этой бесконечной дороги ужаса и позора российской действительности сидит очередной чиновник и вымогает деньги. Вместо того, чтобы восхищаться коррупционными скандалами в социальных сетях, предлагаю построить простой и быстрый канал общениями между всеми участниками процесса.

В МЧС России закуплены лицензии Autodesk 3DSMax Design. Специально обученные люди быстро, на коленке там из кубиков рисуют те или иные здания/сооружения техногенных катастроф для ситуационных центров. Силовые ведомства были бы рады получить информационные модели или просто доступ к проектной документации в электронном виде по тем объектам, где им это необходимо. Как видите, перспективы такого «электронного транспорта» от проектировщика в экспертизу имеют в дальнейшем все шансы стать слишком удобным инструментом для государства и его граждан в дальнейшем с точки зрения безопасности и оперативной реакции на катастрофы, военные действия и другой форс-мажор.

Хранение архива проектов резко снизит затраты проектных компаний, ведь каждая такая организация обязана хранить у себя где-то бумагу «на всякий случай». И далеко не все компании выполняют это требование. Электронное, юридически значимое хранение позволяет моментально найти любой проект в случае аварий, обрушений, даже спустя много лет после строительства. Это позволит установить истину, открывает дорогу к новому уровню ответственности проектировщика, эксперта, застройщика за сделанную работу.

Я написал регламент «Электронной экспертизы», возможно, он будет кому-то полезен. Разумеется, у тех, кто захочет все это попробовать, будет масса вопросов. Я готов пройти эту дорогу вместе с Вами, помогая Вам на каждом этапе.

Комментариев нет

Технологии Blogger.