DAEX Время принятия решений

Что происходит в законодательстве для негосударственных экспертиз?

За последние два месяца вышло три постановления правительства: № 699 от 12.06.2017 и № 788 от 04.07.2017 и № 878 от 24.07.2017. Все три постановления не оставляют никаких лазеек для негосударственных экспертных организаций: с 01.01.2018 года вся работа негосударственных экспертных организаций с заявителями и с ГИС ЕГРЗ должна вестись только в электронном виде. Осталось пять месяцев на внедрение в каждой негосударственной экспертной организации информационной системы. Цифровая экономика России в действии, все в правильном ключе…

Что такое ГИС ЕГРЗ?

Государственная информационная система Единый государственный реестр заключений в строительстве предполагает с 01.01.2018 ведение электронного реестра всех положительных и отрицательных заключений экспертиз. Особенностью системы является требование загружать в ГИС ЕГРЗ не только тексты заключений экспертизы, но и финальную версию проектной документации, на которую выдано положительное заключение. Вопросы авторского права на проектную документацию коммерческих заказчиков не учитываются в этой схеме никак, что в итоге может стать предметом судебных разбирательств в будущем.

Что такое ЕСИА?

Единая Система Идентификации и Авторизации – универсальный механизм проверки полномочий пользователя для всех государственных информационных систем, включая портал Госуслуги и сайты государственных экспертиз. После проверки полномочий Заявителя экспертизы опять перенаправляют на прямую работу с сайтом государственной экспертизы, без юридической значимости: формальное требование выполнено, но «все козыри в рукаве» у государственной экспертизы.

Каким образом нужно загружать в ГИС ЕГРЗ документы?

Предполагается, что вся информация будет загружаться через СМЭВ (систему междуведомственного электронного взаимодействия). Для этого каждой негосударственной экспертной организации нужно оплатить подключение к СМЭВ. Цена вопроса: 500 тысяч рублей стоимость подключения, стоимость услуг по настройке шлюза от 700 тысяч рублей. Вопрос о режиме загрузки через веб-формы в техническом задании на разработку ГИС ЕГРЗ не упоминается вовсе, т.е. альтернативы не предусмотрено. Т.е. нужно иметь доступ к информационной системе СМЭВ, в которую нужно будет загружать файлы. Правительство планирует бремя содержания СМЭВ переложить на коммерческие организации, взимая с коммерческих предприятий деньги за подключение и за обслуживание. Запуск ГИС ЕГРЗ в промышленную эксплуатацию запланирован на 01.01.2018 года, до этого момента конкретные технические параметры подключения будут сохраняться в тайне, чтобы создать эксклюзивную ситуацию для «своих» компаний по разработке интеграций.

Почему все сделано именно так?

337-ФЗ, который разрешил в России с 01.04.2012 года институт негосударственной (коммерческой) экспертизы сильно уронил официальные и другие виды доходов государственных экспертиз, фактически, разрушив их монополию, длившуюся десятилетия. Пять лет в бессильной ярости государственные экспертизы наблюдали, как коммерческие заказчики уходят от них, устав от многолетнего произвола, шантажа и вымогательств, зачастую ничем не обоснованных, либо как трансляцию давления «по просьбам других органов государственной власти». И сейчас ощущается диктат административным ресурсом: «только государственная экспертиза, не вздумайте нам принести заключения от коммерческой экспертизы, мы не выдадим Вам тогда разрешение на строительство!».
Простейший анализ законодательных инициатив позволяет сделать вывод о том, что создана к настоящему моменту, по сути, почти безвыходная ситуация: всем негосударственным экспертным организациям предлагается внедрить у себя информационные системы, аналогичные тем, что внедрили год назад у себя государственные экспертизы. Средняя цена внедрения – 3 миллиона рублей, сумма явно неподъемная для большинства негосударственных экспертиз. Фактически, мы наблюдаем законодательный ультиматум: выложите эти деньги сейчас, до нового года и обанкротьтесь или просто тихо уйдите с этого рынка, чтобы мы вернули себе клиентов. Уже началась активная работа через отраслевые объединения и союзы с предложениями от «правильных компаний» по внедрению такого комплекта. Купить себе такую информационную систему смогут не более десятка крупнейших негосударственных экспертиз, остальные вынуждены будут уйти с рынка. Если же вдруг произойдет чудо и все негосударственные экспертные организации возьмут кредиты и выложат по 3 миллиона рублей каждая, то «правильные дружественные компании» заработают 1,5 миллиарда рублей «к новогоднему столу» просто так.

Что не так с информационными системами государственных экспертиз?

1.       Все очень просто: операторами сайтов, на которые загружаются файлы с проектной документацией, ИРД (исходно-разрешительная документация), ТУ и договора на технологическое присоединение с сетедержателями, являются сами государственные экспертизы, либо смежные органы государственной власти (операторы региональных порталов госуслуг, Ростелеком, другие государственные учреждения). Фактически, заявители экспертиз остаются «один на один» с государственной экспертизой. Нарушен базовый юридический принцип при совершении сделок: равноправие сторон! В любой момент можно преднамеренно или случайно «потерять» со стороны государственной экспертизы любой файл и сказать, что так и было. Никто не может подтвердить или опровергнуть факт информационного обмена, включая точное содержимое каждого документа. Отсутствует электронный нотариус (доверенная третья сторона), которая фиксирует каждый факт информационного обмена между двумя сторонами сделки, выдавая квитанции (штампы времени) и подтверждая точное содержимое каждого файла. В любой момент заявитель (или государственная экспертиза) может заявить: мы Вам отправляли файл. Вторая сторона отвечает: а мы ничего не получали! Юридический тупик, который не имеет решения, в том числе в суде. Можно ожидать в ближайшее время (для безвыходных ситуаций) волну судебных исков, для легкого опротестования результатов таких «государственных электронных экспертиз» со вполне понятными судебными результатами. При этом в смежных отраслях уже 15 лет 6,5 миллионов российских компаний сдают отчетность в ФНС, ПФР, Росстат, ФСС, Минприроды и в десятки других органов государственной власти через аккредитованных операторов Юридически Значимого Электронного Документооборота (ЮЗЭДО) сотни миллионов отчетов ежегодно, получая квитанции и уведомления о доставке. Этот опыт игнорируется напрочь, чтобы сохранить полную власть над заявителем, угрожая ему в любой момент «потерять какие-нибудь файлы» и дать отрицательное заключение.
2.       Во всех регионах государственные экспертизы внедрили разные информационные системы по работе с заявителями. При этом ни у одной из государственных экспертиз нет круглосуточной службы технической поддержки. К кому обращаться в случае, если не получается загрузить топосъемку размером 230 мегабайт? Что делать, если не работает плагин КриптоПро в браузере FireFox? Как быть заявителю, если у него в руках есть только мобильный телефон iPhone с браузером Safari – как отправить и заверить ЭЦП документ для экспертизы? Звонить в техническую поддержку портала государственных услуг можно, только они не разбираются в тонкостях функционирования конкретного сайта региональной государственной экспертизы вообще. Настроить ЭЦП для ЕСИА они помогут, но это никак не относиться к самой работе экспертизы. Реестр НОПРИЗ содержит сведения о 62 тысячах проектных и изыскательских организаций, т.е. речь идет о нескольких сотнях тысяч экспертиз ежегодно. Некоторые государственные экспертизы уже начали публиковать адреса электронной почты и номера телефонов (иногда вплоть до мобильных номеров!) экспертов, кого назначили «ответственными» за электронный прием. Результат плачевен: эксперт высокой квалификации бесплатно, «в нагрузку», работает как линия технической поддержки. Это непременно скажется и на качестве его основной работы, не говоря уже о звонках в нерабочие часы.
3.       Законодательство в области технического регулирования в строительстве пополняется со скоростью несколько сотен документов ежемесячно. Развернув у себя на сайте экранные формы для заполнения заявлений и загрузки файлов, нужно быть готовым к тому, что каждый месяц нужно будет вносить правки в эти экранные формы, по сути дела платить постоянно за их поддержание в актуальном (с точки зрения законодательства) состоянии.
4.       Хранение всех файлов проектов на сайтах создает серьезные риски информационной безопасности: взлом сайтов в наших реалиях обыденность. Все заявители экспертиз делают особый акцент на конфиденциальности проектной документации, подаваемой на экспертизу. Сколько готов будет строительный подрядчик, интересующийся приличным строительным объектом, заплатить толковому взломщику за украденную проектную документацию из экспертизы, до объявления самого конкурса? Вы готовы рискнуть своей репутацией?
5.       Средний размер финальной версии проектной документации по одному объекту составляет ~1 гигабайт. Если включить промежуточные версии, то размер вырастает до ~3-4 гигабайт информации. Хранение на сайте экспертной организации всей истории по каждому объекту потребует оплачивать стоимость хранения этой информации по тарифам площадок хостинг-провайдеров. Можете уточнить цены на такие услуги в своем городе, чтобы оценить масштабы затрат. Учитывайте, что с годами этот архив будет только нарастать, пропорционально выданным экспертизам.
6.       Предлагаемые системы, внедренные у государственных экспертиз это системы, нацеленные на решение узкой отраслевой задачи, где алгоритмы работы жестко зашиты в программу. Любые изменения в законодательстве будут требовать переделки программы под новые реалии, так что заплатить только за стартовый комплект не удастся: речь идет о постоянных платежах за каждую переделку, будьте к этому готовы.
7.       У крупных компаний (заявителей экспертиз) отправку документов делает выделенный сотрудник, кому делегированы данные полномочия. Увы, первичная аутентификация в системах государственных экспертиз, завязанных на систему ЕСИА (единая система идентификации и авторизации всех государственных систем, включая портал госуслуги), возможна только с ЭЦП руководителя, кто имеет право действовать без доверенности. Дальше начинается самое любопытное: невозможно поданное от ЭЦП руководителя дело экспертизы делегировать сотруднику с другой ЭЦП. Выдать ЭЦП директора сотруднику, фактически передав полномочия в крупных компаниях чревато утечкой информации, превышением полномочий, размыванием ответственности, если, например, ЭЦП руководителя есть у нескольких сотрудников. Этот момент в системах государственных экспертиз никак не решен: системы делегирования полномочий отсутствуют в принципе! С какой ЭЦП зашел в государственную экспертизу, с той и проходи до конца…
8.       Согласно нормативным документам ФНС и Минфина, электронный акт выполненных работ, счет-фактура, УПД, счет, договор будут иметь юридическую силу только, если они переданы через аккредитованного оператора ЮЗЭДО, например, через сервис Диадок компании СКБ Контур. В решениях государственных экспертиз эти документы, все равно надо подписывать на бумаге, по старинке. Вот такая «государственная электронная экспертиза»…
9.       Информационные системы, которые Вам сейчас предлагают, не дают возможности в едином ключе организовать работу экспертов совместно с другими подразделениями и/или сотрудниками Вашей компании (бухгалтерией, юристами, кадровиками, службой безопасности, & etc.): это всего лишь некая система взаимодействия с порталом СМЭВ, откуда/куда Вы будете вынуждены выгружать/загружать поступившие/принятые файлы в свою систему ручками. Человеческий фактор в этом случае будет носить характер эпидемии и выглядеть, как нескончаемое «приключение», что уже сейчас хорошо видно на примере государственных экспертиз. Правда им самим уже не до смеха…

Что делать негосударственным экспертизам?

Сложившая ситуация может создать впечатление абсолютного тупика для подавляющего большинства негосударственных экспертиз. Но это не так! Это совсем не так!
Почему мы столь настойчивы в последнее время с нашим предложением DAEX? Все просто:
1.       Юридическая значимость обеспечена операторов ЮЗЭДО (сервис Диадок).
2.       У Диадок есть круглосуточная техническая поддержка – на линии всегда 50 операторов, днем и ночью.
3.       Мы не предлагаем вывешивать формы на сайте, а передаем просто файлы через Диадок.
4.       В нашем решении на Вашем сайте не храниться ни одного документа по экспертизам.
5.       В нашем решении дисковый массив находиться во внутренней сети Вашего предприятия.
6.       В составе нашего решения Вы получаете систему электронного документооборота (СЭД) Docsvision, где могут работать все сотрудники.
7.       В Диадок есть функция разграничения полномочий, делегирования, адресация документов по отделам, маршруты документов и многое другое, включая облачную ЭЦП для мобильных клиенты iOS & Android. Сфотографировать на телефон любой документ и заверив его облачной ЭЦП можно отправить документ в экспертизу с юридической значимостью.
8.       Все документы, переданные через аккредитованного оператора ЮЗЭДО имеют юридическую силу, в том числе и для суда.
9.       СЭД Docsvision позволяет Вам не только автоматизировать процесс проведения экспертиз, но и идеально подходит для организационно-распорядительного документооборота (входящие/исходящие, внутренние согласования, поручения, контроль и отчеты), но в случае изменения законодательства моментально приспособить к ним.
Самый сложный и дорогой элемент в системе законодательных актов для ГИС ЕГРЗ -  подключение к СМЭВ за 1,5 миллиона рублей каждой негосударственной экспертизы отдельно. Решается он достаточно просто: все компании, кто внедряет у себя наше решение DAEX, может вступить в дополнительное партнерство, фактически, оплатив подключение к СМЭВ «оптом», за сумму на порядок меньшую, чем индивидуальное подключение. К тому же, есть возможность делегировать этому партнерству функции наблюдения за изменением технической части СМЭВ, чтобы все работало без сбоев. И это будет существенно дешевле, такое решение у нас есть!
DAEX дает второй шанс большинству небольших экспертных организаций по всей стране за приемлемые деньги получить:
·         надежный инструмент автоматизации деятельности и контроля работы сотрудников
·         обеспечить лучшее качество сервиса для заявителей через сервис Диадок
·         снизить риски кражи конфиденциальной информации и платежи за хостинг/доработку сайта
·         подключиться к СМЭВ «оптом» по разумной цене и с приемлемым качеством

И как следствие - остаться на рынке, соответствовать новым требованиям, предложить своим клиентам более качественный и надежный сервис!

Комментариев нет

Технологии Blogger.